Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть8
Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из "Записной книжки" Юрия Игнатенко и моими критическими комментариями
Панельки под лампы. Можно ставить любые. Лучше применить керамические. Если монтаж рукопашный, то применяют панельки с креплением к шасси.
Примечание. Панельки для шасси довольно легко модифицировать в панельки для печатного монтажа. Керамические панельки обычно имеют стальную скорлупу, которая нужна при установке под винт на корпус. Однако в 21 веке такой способ монтажа усилителя следует считать анахронизмом. Рукопашный монтаж это говнище. Сейчас он настолько же неактуален, как и кенотроны. Серьезные зарубежные производители делают ламповую технику комбинированным монтажом. Монтаж рукопашный применяют для "эксклюзивного" продукта, который позиционируют на рынке малыми сегментами. Это изделие для кучки отмороженных "аудиофилов". Это как серьга в ухе чудака. Кто-то ставит серьгу себе в пупок. Чудаки на букву "М" иногда даже пониже ставят. Нужно чем-то им отличаться и резко зауважать себя за это.
А если вернуться к качественному монтажу усилителя, то всю сигнальную часть лучше изготовить печатным монтажом, устанавливая панельки прямо на тестолит. Для этого с керамических панелек иногда приходится срезать скорлупу дремелем. А лепестки панельки приходится подрезать, чтобы они входили в отверстия печатной платы. Саму же плату проектируют и изготавливают таким образом, чтобы обеспечить предельно возможное качество в отношении утечек и электроманитной совместимости всех узлов схемы. Для этого применяют моделирование и оптимизацию электромагнитного и теплового поля ЛУМЗЧ в среде ANSYS Multyphysics. По результатам моделирования трехмерной геометрии усилителя определяют реальные электрофизические параметры платы предварительного каскада в статическом и динамическом режимах. Такие исследования спокойненько проводят крупные зарубежные компании. И давно уже доказано, что это эффективное решение проблемы и оно вполне пригодно для серийного производства. Только гаражные и подвальные специалисты говорят о преимуществах рукопашного монтажа и молоткового постукивания по сердечнику трансформатора. Никаких барабашек в ЛУМЗЧ нет, электроника ушла далеко вперёд, как по сложности плат для космоса, так и по технологичности монтажа. Ёмкости дорожек печатного монтажа на практике составляют сотые доли пикофарада. А сопротивления утечки десятки мегом. Печатные платы (как и руки) просто нужно промывать, желательно в ультразвуквой ванне и покрывать лаком. Поэтому никаких рациональных аргументов у натуралов монтажа усилителей просто нет. Поскольку нет нужной квалификации и соответствющих ресурсов. Евгений Бортник
Выходные клеммы. Выходные клеммы — обычные совдеп-зажимы от приборов хорошо подходят. Сейчас их называют клеммниками под «банан». Для себя ставьте всё, что хотите, лишь бы контакт был хороший и минимальное переходное сопротивление. Если не применяется отрицательная обратная связь, то одну из выходных клемм, можно прикрутить прямо к шасси. Если ООС применяется, то изолируют от шасси обе клеммы, соединив одну из них с земляной шиной.
Монтажные провода. Вопрос. То есть, в усилителе нигде не употребляем экранированный провод?
Ответ. Конечно не применяется. Ведь он всё равно не спасает от электромагнитных полей. Ведь оплётка не железная. А важно, в первую очередь уберечь входы от магнитных полей, которые излучают силовые трансформаторы, сглаживающие дроссели, выходные трансформаторы и накальные провода. Поэтому входные гнёзда, регуляторы громкости и лампы размещают впереди. Входные гнёзда ставят рядом с регулятором и первой лампой. Всё питание располагают позади, а выходные гнёзда - на задней стенке. В таком случае, уже на этапе конструирования, можно избавиться от фона переменного тока в акустике.
Вопрос. А если использовать как сигнальный провод — витую пару?
Ответ. Витая пара это скрученные два провода, один из которых с одного конца на массе сидит а второй конец оборван, второй провод в скрутке сигнальный. Это жалкие потуги как бы экранированного провода. В таком варианте витая пара не работает как экранированный провод. Но витая пара работает, если по другому проводу идёт такой же сигнал как и по первому, но в противоположном направлении в данное мгновение. Например, накальная цепь радиолампы питаемая по витой паре. Нужно так разрабатывать шасси, чтоб не было экранированных проводов, тем более, что они не спасают от магнитных полей и помех. Экран-то медный, немагнитный и он только от ВЧ помех служит экраном. Вход коротко к регулятору громкости 2-5 см. Регулятор громкости коротко возле первой лампы 2-5 см. Всё это как можно дальше от ТС и выходных гнёзд. Как на схеме нарисовано, так и располагать, это лучший вариант. Не в угоду дизайну делать усилитель, а в угоду звуку.
Вопрос. Каким проводом лучше вести разводку накала и анодного питания?
Ответ. Накальные провода, да и все монтажные берите адекватные. Достаточно моножилу 0,6-0,7 мм для накала. Так смонтированы Америкосовские усилители 50-70х годов. Фотографии усилителей Скотт и Фишер представлены ниже. Четыре выходных лампы и две предвар, монтаж накала жилой 0,6 мм всего. Смотрите монтаж, четыре выходных лампы подряд и 2, 7 ноги накал.
Продолжение следует.
Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск