Пусковое устройство для ДПТ

Оставлен Evgenij Bortnik Чт, 01/31/2013 - 01:38
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Не редко в хозяйстве самоделкиных встречаются моторы постоянного тока (ДПТ). Ничего плохого для потребителя в них нету. Недостатком ДПТ считают наличие графитовых щеток и коллектора. Однако на моей практике проблем со щётками не было. Чтобы укатать щёточный узел, мотор должеработать годами и достаточно интенсивно. Для пуска и остановки двигателя постоянного тока  можно применить схему, показанную на рисунке ниже. Можно применить несколько простых модификаций схемы.

 

Пример использования двигателя постоянного тока в качестве привода для наждака показан на фотографии. Мощность мотора 0,75 кВт. Частота вращения 1500 оборотов в минуту. Питание подводят через контакты автоматического выключателя и магнитного пускателя. Желательно иметь вольтметр для контроля напряжения. Ток тоже желательно измерять в динамике. Емкость позволяет существенно повысить уровень напряжения, добавляя момент. Контролировать напряжение бывает удобно в том случае, когда  двигатель нагружают, плавно меняя усилие подачи материала, например на фрезерном деревообрабатывающем станке.

Шунтирующий диод (Д245) обязателен, для предотвращения импульсных перенапряжений при коммутациях. ДПТ представляет собой здоровенную индуктивную катушку. Значит для защиты от последствий переходных процессов нужно оборудование нужно обезопасить. Лучше применять схемы смешанного возбуждения, это некоторый компромисс между мягкостью характеристик моторов с последовательным возбуждением и риском обрыва обмоток ДПТ параллельного возбуждения, когда мотор может уйти вразнос.

Мощные диоды при токах 5 ампер и более придется установить на радиаторы. Это особенно актаульно при увеличении мощности двигателя до 1 кВт и выше. Удобно применять диодные модули типа МДД или тиристорные модули на 25 и ли 40 ампер. Класс напряжения нужен не ниже 8. Модули эти весьма компактные, удобно крепятся к радиатору винтами и обеспечивают здоровенные токи.

                                                      Евгений Бортник, январь 2013