Акустика к усилителю 2. Шипы и розы.

Оставлен Evgenij Bortnik Пт, 02/26/2021 - 12:51

Статья предназначена для обычных людей. Фанатикам (удифилам) она будет вредна, поскольку может в некоторой степени повлиять на нормальное выделение желудочного сока и рефлексы. Фанатики – тоже люди, только больные. Ещё бывает так, что люди заблудились. Бывают и воинствующие фанатики, эти уже опасны. Когда в руках фанатиков есть средства воздействия на людей – это не есть хорошо, будь то религия или масс медиа. Смысл муссирования любой фанатичной идеи в перенаправлении денежных потоков или создании сфер влияния (закладок). Как-то иначе можно обозначить такое явление словами ортодоксальность и перфекционизм. Противодействие этому - здравый смысл.

Заявляю здравомыслящим людям и сомневающимся, шипы в опорах акустики не нужны. Для автомобильных колёс шипы нужны. Для акустики – нет. Но если у вас есть лишние деньги, то их можно отдать, даже продавцам шипов (хлама). Потому что отдавать эти деньги нищим на паперти – зачастую бессмысленно. Они ведь нередко профессиональные попрошайки. Одним словом, – «лишние» деньги не вредно отдавать, поскольку они лишние.

Выглядят подставки на шипах для акустических систем – прикольно. Как женщина на каблуках, шпильках. Но у женщины бывает фигура и лицо. А для акустики важнее тяжеленная жопа. Кстати, женщины, что попроще, говорят, - если шипы делать повыше, то удобно протирать под колонками пыль. Мне самому симпатична фантасмогоричность шипованной конструкции. Этакий космический дизайн, особенно если акустика причудливой формы. Но больше – ничего. Проку никакого. Здравого смысла в таком решении крайне мало. Немного огорчает, если стоимость шипов измеряется деревянными тысячами или доллярами. Никакой виброизоляции применение шипов не создает. И «услышать» эффект от применения шипов никак нельзя. А вот внушить себе влюблённость в собственное произведение – это можно. Это практически – как любимое дитя. Ну как его не лелеять, ну как его не беречь, ну как его не защищать? Ниже показано замечательно пустое изделие из стального шестигранника. Делает такое обчный токарь. За один рабочий день нарежет несколько сотен штук. Даже если комплект из 4 шипов стоит деревянный косарь, то заработок ужо не плохой. Несите ваши денежки. Оплачивайте этот бред и нелепость. Запретить людям делать глупости не может никто!

В бытность развитого социализма, до развала союза, мне довелось поработать на заводе, где делали моторы для подводных лодок. Образцы этих моторов испытывали на виброактивность. Так вот там я впервые увидел примеры помещений специального назначения, с хорошей виброшумоизоляцией. Этакие камеры (1000 и более кубометров), со стенами, обшитыми многослойной звукопоглощайкой и тканью. А в середине помещения в полу выбраны ямы, в которые вложены подпружиненные фундаменты внушительных размеров с плоскими стальными направляющими сверху. Погрузчик с вилкой запросто заезжал в помещение, на весу привозя очередной мотор на такой фундамент. И весил серьезный мотор до тонны.

Вот эти самые, красивые фундаменты, были размещены на мощнецких пружинных опорах. Массогабаритные характеристики конструкций были таковы, что человек под 100 кг весом, запрыгнув на фундамент, сразу понимал, что под ним экстремально медленная инерционная масса. Колебания пружинного фундамента оказываются плавными и очень малозначительными. Вот это и есть реальная развязка объекта вибраций с внешней средой. А шипы для акустики – это замутнённая глупость, за ваши деньги. Примерно как кнопка под жопку.

Интересен факт, что помещение камеры оказалось оснащено аппаратурой датской компании Bruel & Kjaer. Конечно мне доводилось видеть современную по тем временам измерительную аппаратуру. Но виброакустическое измерительное оборудование Брюль и Къер тогда меня повергло в шок. И микрофоны, анализаторы, самописцы и даже процессоры, – а в те времена, – просто дикая редкость. Не только уровень технических решений, но сама культура изделий и явная элитарность оборудования. Вот там долляры были потрачены не напрасно.

Можно показать элементарные расчеты с построением схем замещения этих самых шипов, например в электрических аналогах. Тогда станет ясно, что плотность потока энергии вибраций в месте зауживания опоры несколько возрастает, поскольку возрастает сопротивление участка. Но и только. А само количество энергии в жестко замкнутой на фундамент системе никуда не денется. Но никаких вычислений делать я не стану. Ну не заслуживает эта чушь, затрат драгоценного времени. Вот устойчивость высокой акустической системы на четырех растопыренных пальцах будет, конечно же выше. Даже пьяной и шумной компании пляшущих человечков будет труднее опрокинуть дорогостоящую акустику на шипах во время гулянки.

Ну а если под пятку опоры проложить вибропоглощайку, то это полезно. Зачем тогда шипы? Эффект зауживания конструкции опоры здесь явно приляпан маркетологом (притянут за уши). Ну иначе было бы просто не на что сослаться. А на что потрачены дополнительные доллары? На какие такие аксессуары?

Что касается меня, то по здравому смыслу полагаю, – опоры на три точки вполне достаточно для обеспечения устойчивости колонок. И акустика уверенно встанет на любую поверхность, без дополнительных гемморойных настроек высоты опор. Это кухонную мойку нужно выставлять по уровню, чтобы вода не стекала к соседям. А акустика на трех точках опоры легко встанет даже на пол с неровностями.

Отдельное спасибо счастливому обладателю шипов скажет хозяйка ковра, продавленного острием. Особенно если ковер дорогой. Да и пол может пострадать под весом 30-50 кг массы колонок на шипах. Ну а двигать по полу такие остроконечные колонки – одно удовольствие. Люди! А может просто применить в качестве опор шарики? Три обыкновенных шарика, хоть от бильярда. Последствия их использования окажутся не столь плачевными, как вредоносность шипов. Вот вам маркетинговая идея, которую можно продавать. Дарю бесплатно. Ну а к весеннему празднику советую потратить чуть больше «лишних» денег на розы, хотя у них тоже есть шипы.

                                    Евгений Бортник, февраль 2021